Ежедневно в интернете всплывает огромное количество фейков. Одни остаются незамеченными, другие быстро разоблачаются, но существует и совершенно отдельная категория сетевой лжи, в которую люди верят годами. Что-то выглядит правдоподобным, а что-то совершенно нелепым, но фейк продолжает жить и набирать обороты, он то забывается, то вырывается в топ.
Одним из самых долгоиграющих фейком можно назвать историю с портретом «страшной шведской королевы Ульрики Элеоноры». Феномен этого фейка в том, что он основан на реальных событиях, точнее на портрете. Справедливости ради уточним, что королеву, в действительности, сложно было назвать эталоном красоты своего времени. Но царственная особа обладала изысканными манерами, была мила и прекрасно образована.
В 1760 году у шведской королевской семьи появился новый придворный художник – личность незаурядная и яркая. В первую очередь уникальность художника была в том, что им стала женщина. Ульрика Фредерика Паш считалась одним из лучших портретистов своего времени. А ведь в те времена художницы били редкостью, и соперничать с мужчинами в искусстве им было сложно.
Но судьба талантливой девушки была предрешена, она родилась в семье художников. Отец Ульрики (Уллы), известный портретист поощрял талант дочери, а её дядя был придворным художником. Однако благосостояние семьи было достаточно шатким, и 15-летняя Улла была вынуждена работать экономкой у родни по материнской линии. Впрочем, родственники не обижали серьезную и целеустремленную девушку, и Улла продолжала обучение живописи.
Талант юной художницы был оценен публикой по достоинству – её гонорары обеспечивали финансовую стабильность, и Улла вместе с братом, так же не обделенным художественным талантом, открыли студию. В это семейное предприятие привлекли и младшую сестру, однако её работы не сохранились, или их и не было, в связи с этим предполагается, что занималась они исключительно хозяйственными вопросами.
В 38 лет Ульрика была принята в Королевскую Академию свободных искусств, и стала первой женщиной-академиком. Кисти этой уникальной женщины и принадлежит истинный портрет шведской королевы Ульрики Элеоноры. Карикатура, списанная с портрета, выглядит гротесковой, и в тоже время реалистичной, что позволяет предполагать, что сделана она профессионалом. То ли завистник хотел унизить талант Уллы, то ли тролль-мизогинист потешался над не эталонной внешностью Ульрики. Но вопреки логики именно шарж стал в популярнее оригинала, и сотни и тысячи пользователей стремятся выразить своё «фи» вымышленному уродству королевы